Дубна. Бадминтон в школьной программе

 

      В субботу 10 октября 2009 года в городе Дубна Московской области прошла встреча представителей Федерации бадминтона Московской области и гимназии №8 города Дубна.

 

 

 

        Во встрече приняли участие директор гимназии №8 Тамара Натановна Прейзендорф, учитель физической культуры высшей категории, организатор спортивно-массовой работы гимназии №8 Лепёшкин Виктор Александрович и дубненцы Александр Борисов, Игорь Андреасян - активные участники бадминтонного движения в Дубне и Московской области.

 

     Александр подробно рассказал о работе, проводимой Федерацией бадминтона Московской области по популяризации бадминтона среди учащихся в школах, интернатах и других учебных заведениях Московской области, которую Федерация проводит совместно с Европейской Федерацией бадминтона BE и НФБР.

      По этой программе в школах распространяются школьные комплекты для игры в бадминтон, предоставленные компанией-спонсором VICTOR. Решением исполкома ФБМО заявка гимназии №8 города Дубна была удовлетворена. Два школьных комплекта для игры в бадминтон, в каждом из которых 16 ракеток, 18 пластиковых воланов, 4 сетки, наборы для ремонта ракеток и сумка для хранения, переданы в гимназию №8.

   Тамара Натановна подробно рассказала, как организована работа в школе на уроках физической культуры.  Сейчас количество уроков по расписанию - 2. Поскольку сейчас много детей с отклонениями от нормы физического развития, то мы для этих детей организуем специальные занятия с особым контролем физической нагрузки преподавателем. Это с учетом того, что дети по группам здоровья делятся на три группы и по физкультурным группам на две- основная и подготовительная. Это все мы учитываем в нашей работе на уроках физкультуры.  В начальной школе у нас 2 урока физкультуры и 1 час ритмики. Для 5-6 классов для третьего часа не получается из-за большой загруженности учеников и нехватки времени. В старших классах ведется внеклассовая работа, за которую учителям осуществляется доплата.

  Школа была введена в строй в 1961 году, и по проекту в ней 1 спортивный зал. В середине 90-х годов в нашей школе было около 1000 учеников. И тогда нехватка второго зала ощущалась остро. В качестве второго зала мы использовали актовый зал школы, немного переоборудовав его для занятий физкультурой. Сейчас  в нашей школе занимаются 300 учащихся - поэтому проблема второго зала стоит не так остро. И вот только в этом году мы набрали два полноценных первых класса.

   У нас в гимназии разработана программа по изучению бадминтона, продолжил разговор Виктор Александрович Лепёшкин. Бадминтон у нас включен в школьную программу наряду с волейболом, баскетболом, лёгкой атлетикой, лыжной подготовкой. Эта методика для школьников изложена в моей книге "Бадминтон для всех". Конечно, существуют большие отличия между занятиями бадминтоном в спортивной и общеобразовательной школах. В книге раскрыты эти отличия - как учить, как организовать занятия. У детей первоначально слабо развито чувство волана. На первых занятиях дети практически все непопадают ракеткой по волану. А те, кто все-таки приобрел опыт летом в игре - то играют смотря на волан через струны ракетки, а как отыграть волан снизу - уже навыка нет. Такие наблюдения за первоначальным уровнем учащихся помогли составить комплекс упражнений для развития двигательных навыков учеников, жонглирования и т.д. . Саму программу можно посмотреть по ссылке ниже на сайте газеты "Спорт в школе".

  По программе занятия по бадминтону предусматриваются со второго по 11 класс. Но, конечно, в младших классах проводятся подготовительные занятия, обшеразвивающие упражнения, происходит привыкание к волану как к спортивному снаряду. У детей в таком возрасте слабо развит зрительный анализатор. Поэтому в большинстве видов спорта, в том числе и для бадминтона, рекомендуется начинать обучение с 10-12 лет. В занятиях с детьми мы также учитываем то, что в бадминтоне в игре задействована 1 рука. Мы вводим большое количество упражнений, где задействованы обе руки. Такие игры, как "Вышибала" позволяют использовать броски как правой, так и левой рукой. Ещё один немаловажный момент на уроках бадминтона, что учить нужно не только тех кто хочет играть в бадминтон, но и тех, кто пришел на урок физкультуры, то есть планировать занятия так, что бы интересно было всем. В этом и состоит искусство преподавания - увлечь всех и выстроить пирамиду упражнений по сложности, позволяя одарённым ученикам совершенствоваться на уроках и вне уроков. Еще одна проблема - большая занятость детей после окончания школьных уроков. Это и театральные кружки, и хоровые студии, репититоры, бальная студия, музыкальные школы. И занятия спортом не всегда выигрывают в этой "борьбе".

        В бадминтоне есть положительный оздоровительный момент. Это - глаза. Сейчас у ребят большая зрительная нагрузка. Она складывается из занятий  с учебниками, с компьютером, телевизором, игровыми приставками. А при занятиях бадминтоном двигательные мышцы глаз постоянно тренируются. Глаза фокусируются то на близ летящий волан, то на удаляющийся, то вверх, то вниз. Это очень хорошая гимнастика для глаз. Если взять рекомендуемые упражнения для глаз, то они будут очень похожи на движения глаз при игре в бадминтон. Это положительно сказывается на здоровье глаз.

    Тамара Натанова от лица педагогического коллектива поблагодарила ФБМО за заботу о подрастающем поколении и за школьные наборы по бадминтону. Делегация ФБМО пожелала успехов в развитии школьного бадминтона и -  до скорых встреч на бадминтонных площадках!

 

 

Сегодня - бадминтон в школе. Завтра - олимпийское золото стране

Бадминтон в школе. В.Лепёшкин. Методика преподавания на сайте "Спорт в школе"

Сайт гимназии №8 г.Дубна Московской области

Тамара Натановна Прейзендорф о физкультуре и бадминтоне в гимназии. Аудиоверсия.

Виктор Александрович Лепёшкин о бадминтоне в школьной программе. Аудиоверсия